Домой Общество Швецию охватили протесты из-за сжигания Корана

Швецию охватили протесты из-за сжигания Корана

138
0

Виновник волнений и ранее неоднократно оскорблял мусульман Поделиться

В обычно спокойной Швеции несколько дней не утихают беспорядки, причиной которых стало мини-турне Расмуса Палудана — скандально известного датского адвоката, возглавляющего крайне правую партию Stram Kurs («Жесткий курс»). Политическое объединение, не пользующееся особой популярностью, тем не менее регулярно устраивает провокации против проживающих в Европе мусульман. На сей раз поводом для волнений исламского населения стало намерение Палудана сжечь копию Корана, что ему в итоге удалось сделать — уже не впервые.

Швецию охватили протесты из-за сжигания Корана

Сотни человек из числа представителей мусульманской общины еще с 14 апреля начали устраивать протестные демонстрации в шведских городах. Выступления достаточно быстро переросли в стычки с полицией как в шведской столице, Стокгольме, так и в других населенных пунктах. В Линчепинге, в частности, девять полицейских получили травмы, троим из них потребовалась госпитализация. Часть демонстрантов была задержана, однако последующим выступлениям это не помешало. В городе Ландскруна более ста человек фактически возвели баррикады, забрасывая камнями пытавшихся разогнать их полицейских, а также поджигали покрышки, автомобили и мусорные баки. Беспорядки были отмечены и в знаменитом Мальме.

Объединяет все города то, что именно там в ходе своего «ралли» запланировал выступления Расмус Палудан — адвокат и политик из Дании, полтора года назад получивший паспорт Швеции. Анонсируя мини-турне (даже без привязки к какой-то повестке), лидер партии «Жесткий курс», известной своей антисламской позицией, заявил о намерении предать огню Коран. И это уже не первая его подобная провокация.

Так, в 2019-м Палудан сжигал копию священной книги на манифестации (крайне малочисленной, зато — под охраной полиции) в Копенгагене. В том же году в датском городе Виборг его демонстрация вызвала массовые протесты со стороны местных мусульман. Из сотни протестующих тогда трое были арестованы, а одного из участников отправили на полгода в тюрьму, после чего он должен быть депортирован с шестилетним запретом на въезд в Данию. Столь суровое наказание было связано с тем, что молодой сириец камнем якобы угодил Палудану в голову. Тот, впрочем, отделался незначительной травмой и энтузиазма не утратил. Уже в 2020-м он анонсировал очередное сжигание священной книги, но уже в шведском Мальме. Власти Швеции заблаговременно запретили ему въезд в страну на два года. Однако спустя пару месяцев адвокат получил шведское гражданство, процедуру по оформлению которого начал еще до скандала с запретом.

Неоднозначность поведения государственных властей ярко проявилась и сейчас. Так, в частности, зная о явно провокационных намерениях Палудана, полиция не стала отменять демонстрации его партии. Например, из Ландскруна, где обстановка перед приездом членов «Жесткого курса» накалилась, манифестация была лишь перенесена в Мальме. По словам представителя полиции Швеции Ким Хильд, разрешения на проведения партийных акций не были отозваны в связи с принципом соблюдения свободы слова. «Право на демонстрации и высказывания имеет огромное значение, и для того, чтобы его игнорировать, требуется невероятное количество усилий», — цитирует Хильд шведское информационное агентство TT.

В итоге Палудан все-таки сжег копию Корана в Линчепинге, чем лишь накалил и без того «горячую» ситуацию. В городе Эребру, где изначально планировалось повторное сжигание книги, в ходе столкновений с протестующими мусульманами пострадали 12 полицейских, а сам лидер «Жесткого курса» вновь получил удар камнем от одного из демонстрантов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Измельчитель веток – какой выбрать?

«В Швеции людям разрешено выражать свое мнение, независимо от того, хорошее оно или дурное, это часть нашей демократии. Что бы вы ни думали, вы никогда не должны прибегать к насилию. Мы никогда не примем это, — размыто прокомментировала ТТ происходящее премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон. — Это именно та бурная реакция, которую он (Палудан) хочет видеть. Сама цель — настроить людей друг против друга».

Полицейские, столкнувшиеся с ожесточенными демонстрантами, для разгона пока обходятся «щадящими» методами вроде использования перцовых балончиков. В то же время представители правоохранительных органов не исключают, что при эскалации понадобятся и другие, более убедительные средства. Ущерб беспорядки нанесли не столько спровоцировавшей их партии, сколько самой полиции и простым шведам, чьи автомобили были подожжены в ходе волнений.

Вероятно, необъяснимо сдержанная позиция шведских властей связана в первую очередь с надеждами на то, что кризис сам по себе рассосется уже в ближайшее время. Даже в родной Дании Палудан, несмотря на популистскую риторику, не может похвастаться настоящей популярностью. На прошедших в 2019 году выборах в датский парламент его «Жесткий курс» набрал менее 2% голосов, уступив 10 партиям из 13 участвовавших в кампании и не получив ни одного депутатского мандата. В условиях такой политической невостребованности Палудан сделал ставку исключительно на эпатаж: он не только сжигал копии Корана, но и демонстративно швырял книги в воздух, оборачивал в куски бекона и т.д., «аргументируя» это борьбой за свободу слова. Однако к росту числа сторонников это не привело, лишь еще больше маргинализируя и без того «токсичное» движение. Шведские СМИ цитируют жителей страны, которые узнали о Палудане (и о том, что он теперь их согражданин) только из апрельских новостей. Да и сам скандальный деятель, похоже, не борется за потенциальный электорат, предпочитая выбирать для своих провокационных акций те районы, где относительно велика мусульманская община. 

Конечно, все происходящее сейчас в Швеции не исключает наказания не только для участников погромов, но и Палудана. Однако для привлечения его к ответственности необходима длительная судебная процедура на основании заявления в суд. Арестовать адвоката-провокатора лишь за сжигание копии священной книги нельзя, иначе это было бы сделано сразу же.

К слову, Палудан имеет дурную славу не только в связи со своей антисламской активностью. В августе прошлого года датский таблоид Ekstra Bladet опубликовал результаты собственного журналистского расследования, в ходе которого выяснилось, что адвокат на одной из социальных платформ в Сети обсуждал возможные сексуальные контакты (причем, как отмечала газета, нетривиальные) с мальчиками возраста 13-17 лет. Скандал, впрочем, не получил продолжения из-за отсутствия каких-либо исков. Сам же Палудан не стал отрицать приписываемые ему пикантные предложения в интернете, но заверил, что не был осведомлен о возрасте своих собеседников. По его словам, если бы сознательные попытки совратить несовершеннолетних имели место, то об этом его уведомили бы модераторы платформы. До этого, еще в 2013 году, Палудану был выписан запретительный судебный приказ на пять лет в связи с преследованием им одного из учащихся Копенгагенского университета. Запрет неоднократно был нарушен, но по истечении срока действия предписания дело о «сталкинге» последствий не имело.