Он стал в свое время жертвой внешнеполитических «разборок» Поделиться
Нынешнее масштабное осложнение отношений России с «коллективным Западом» породило много проблем. Среди событий, привлекающих большое внимание наших оппонентов, есть и настоящая охота за яхтами российских богачей. Уже несколько этих суперкораблей оказалось арестовано властями Италии, Франции, США. Между тем, у такой «морской войны» есть предшественница. Век назад, когда обострились отношения с Россией, англичане конфисковали гордость нашего флота – крейсер «Варяг».
Оказались под арестом чуть ли не десяток яхт, среди которых Lady М, Lenа, Tango, Amore Vero, Dilbar… Среди имен тех, кто лишился удовольствия бороздить океаны на собственном корабле, называют крупнейших российских представителей бизнес-кругов. А «под прицел» «владычицы морей» Англии попал их коллега по клубу избранных Роман Абрамович. Бывшего губернатора Чукотки уже фактически лишили принадлежавшего ему футбольного клуба «Челси», а теперь идет охота за его супер-яхтой Eclipse (по опубликованным данным, стоимость этого 9-палубного корабля длиной более 160 метров – около 800 миллионов долларов).
И тут самое время вспомнить, что британским властям не впервой «приватизировать» корабли и суда, имеющие прямое отношение к России или ее гражданам.
Причем среди самых значимых (по крайней мере, для нас, россиян) «призов» оказался легендарный крейсер «Варяг».
История это давняя и мало растиражированная. Большинство наших сограждан сейчас, если и слышали о подвиге этого военного корабля, то пребывают в уверенности, что «Варяг» погиб в неравном бою с японской эскадрой, произошедшем у берегов Кореи в начале 1904 года. Между тем в действительности биография знаменитого крейсера оборвалась гораздо позже и совсем в другом месте.
О второй «варяжской» трагедии рассказал «МК» Дмитрий Мазур – историк, специализирующийся на морской тематике.
— В том морском бою 9 февраля 1904 года, который вошел в историю, «Варяг» получил серьезные повреждения и был затоплен у корейского порта Чемульпо по решению капитана Руднева, — пояснил Мазур. – Однако уже в 1905 году японцы сумели поднять «Варяг». Они отремонтировали его и включили в состав своего флота в качестве учебного корабля под названием «Сойя». Лишь по прошествии десяти с лишним лет над героическим крейсером вновь взвился Андреевский флаг. В разгар Первой мировой войны российское правительство выкупило у союзной тогда Японии несколько бывших российских кораблей, среди них – и «Варяг».
Весной 1916-го крейсер-ветеран был переведен во Владивосток, а оттуда совершил дальний морской поход в Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск). «Варяг» включили в состав тогдашней флотилии Северного Ледовитого океана.
Однако военная служба на севере оказалась недолгой. Морское министерство решило отправить крейсер в Великобританию для проведения капитального ремонта. «Варяг» покинул российские берега в конце зимы 1917 года. Назад он уже не вернулся.
На подходе к Ливерпулю стало известно, что в России произошла революция. Эти события круто изменили дальнейшую судьбу героического корабля. Сохранилась телеграмма российского военно-морского атташе в Англии, отправленная им 21 марта 1917 года в Петроград: «Комиссия, назначенная английским адмиралтейством определила, что работы по приведению «Варяга» в состояние, годное для плавания и боя, при настоящей перегруженности завода и недостатке рабочих, потребует до 12 месяцев и обойдется в 300 000 фунтов». Помощник морского министра наложил резолюцию: «Оставить без ремонта под охраной в Англии». Японский крейсер «Соя» с визитом в Австралию, между 1910 и 1915 годами.
В итоге «Варяг» застрял на чужбине и… сгинул. На протяжении нескольких последующих десятилетий о судьбе легендарного русского крейсера практически не было достоверных сведений. В томе Большой советской энциклопедии, выпущенном в начале 1950-х, можно прочитать: «После Великой Октябрьской революции «Варяг» был захвачен английскими интервентами. Погиб в Ирландском море в 1918 году». Такая информация появилась, якобы, на основании ответа англичан на запрос Советского правительства о судьбе «Варяга»: «островитяне» сообщили тогда, что крейсер был торпедирован в 1918 году немецкой подлодкой.
Лишь позднее удалось выяснить правду. Оказывается, после того, как в России к власти пришли большевики, по отношению к которым Великобритания заняла непримиримую позицию, лондонские «верхи» решили провести конфискацию русских кораблей, оказавшихся в английских портах. Одним из таких конфискованных оказался «Варяг». По найденным мною сведениям кроме этого крейсера были захвачены также посыльные суда «Рассвет» и Порыв», а также два миноносца – «Властный» и «Грозовой».
Уже устаревший к тому времени, изношенный русский крейсер для флота его величества не представлял особой ценности. Еще какое-то время англичане все-таки держали его «про запас», однако убедившись, что ремонт этого корабля потребует слишком больших финансовых затрат, решили от ветерана избавиться. Причем с выгодой для себя.
Они продали доставшийся задаром русский крейсер на слом, по цене металлолома. 5 февраля 1920 года два буксира потащили «Варяг» с места его долгой стоянки вдоль побережья в сторону Южной Шотландии. Предполагалось, что там, в одном из крупных портов старый корабль и порежут на куски. Но таким коммерческим планам не оказалось суждено сбыться.
По пути этот маленький караван попал в сильный шторм. Ударами волн и напором ветра «Варяг» снесло в сторону берега, там он наскочил на скалы и затонул на мелководье. Все попытки все-таки дотащить его до места назначения не увенчались успехом. «Варяг» намертво застрял среди подводных скальных выступов.
Пришлось новым хозяевам – представителям фирмы, выкупившей для утилизации корабль — заниматься его разделкой прямо посреди моря. Благо, во время отливов корпус «Варяга» выступал над поверхностью воды почти на 2 метра. Эта операция началась в 1923-м и растянулась на много месяцев. Чтобы облегчить себе задачу, «фирмачи» даже попытались взорвать корпус старого крейсера. Однако полностью поднять из воды все его фрагменты им так и не удалось
В итоге остатки конфискованного Англией легендарного русского крейсера до сих пор находятся у шотландского побережья в заливе Ферт-оф-Клайд, неподалеку от поселка Ленделфут