«Заведите рабочую пижаму»
Отслеживаете минуты до конца рабочего дня? С ужасом ждете понедельника? Начальство недооценивает, а коллеги смотрят косо? Достали бесконечные дедлайны? Опостылела работа? Это верные признаки того, что пора подавать заявление! Психолог Анастасия Башлыкова о профессиональном выгорании, границах удаленной работы и о том, можно ли увольняться в никуда.
— По опросам социологов, примерно половина увольняется по причине того, что не устраивает зарплата. Но почти столько же людей называют совсем другие причины.
— Действительно, многих не устраивает зарплата. Но есть и другие, не менее важные мотивы: токсичный коллектив, где тяжелые отношения с коллегами или с начальством, постоянные серьезные переработки, которые никак не компенсируются, ощущение, что нет профессионального роста, и каждый день – одно и то же, отчего буквально засыхает мозг, и хочется глотка свежего воздуха.
— Бывает, человек готов уйти в никуда, хотя это достаточно рискованно. Нужна подушка безопасности хотя бы на полгода.
— Или человек точно понимает, что он востребованный специалист, нарасхват в некоторых сферах, и без труда найдет новую работу. Но существует такое явление — выгорание — истощение нервной системы. Это уже физиологическое состояние. Если человек увольняется, будучи уже выгоревшим, сложно куда-то устроиться, потому что организм всерьёз говорит: «ой, все!» и попросту отказывается работать. Лучше до этого момента не доводить, потому что выгорание может довести человека до клиники неврозов, где придется долго лечиться и реабилитироваться. Скорее, надо подумать о новой работе тогда, когда с начальством вообще невозможен диалог, если работника постоянно прессуют, им всегда недовольны, и условия становятся невыносимыми. Есть люди, готовые на это закрывать глаза ради карьерного роста. Но нервной системе и психике это обходится очень дорого.
— А если человек колеблется на пороге принятия решения?
— Кому-то просто нужно отдохнуть, потому что он перетрудился. Для тех, кто сомневается в правильности выбора, полезно использовать простую технику принятия решений – квадрат Декарта. Достаточно расписать все за и против, возможные плюсы и минусы по принципу, что я получу и что потеряю. Но если человек чувствует, что внутренне рушится, возможно, пора писать заявление об уходе.
— Какие признаки этого «обрушения»?
— Чисто физиологические: нарушается сон, постоянная апатия, вспышки гнева. Тревожный признак, если в голове начинает крутиться месиво из мыслей, что бы он сказал, как бы ответил? Круговорот бесполезных мыслей, из которых нет выхода, — знак того, что следует обратиться к специалисту.
— Многих не устраивает то, что их недооценивают…
— Свои притязания желательно озвучить. Если человек молчит, то окружающим может быть и невдомек, что его что-то не устраивает. Задавать вопросы бывает полезно. Одобрение на работе – это зарплата, премии или другие поощрения, хотя бы и на словах, если уж бюджет не позволяет повысить оклад. Многим очень важно получать позитивную обратную связь, поощрение.
— В требованиях к соискателям часто видишь фразу – работа 24 на 7. Мало кто способен это выдержать!
— Это крайне не комфортное состояние. Важно оценить свои силы и ресурсы. Компании заинтересованы в сотрудниках, которые всегда на подхвате, это актуально, когда партнеры находятся в других часовых поясах, к примеру, в США. В таких случаях придется выставлять рамки, потому что это очень нездоровая практика, заставляющая постоянно находиться в психическом напряжении, которое подкашивает нервную систему.
— Все больше людей страдает от профессионального выгорания. Раньше мы слышали такое о медиках, учителях, а сейчас – повально.
— Это происходит не только в профессиях «человек-человек». К примеру, программист работает вроде бы с техникой, с программами, но у него есть коллеги, начальство. Вдобавок, если человек большую часть суток проводит за компьютером, мозг сильно переутомляется. Чтобы отдохнули мышцы, достаточно лечь и расслабиться. Выкопал траншею, устал, прилег и заснул, как убитый, потому что мозг не был нагружен и не перенапрягался. Другое дело – эффект слишком долгого сидения за компьютером, когда человек ложатся спать, а перед глазами продолжают мелькать файлы, документы, коды. Мозг перевозбудился и «не выключается». Во время интенсивной умственной работы и после высокой зрительной нагрузки необходимо переключиться на физическую активность. А лучший отдых – полное расслабление, но мало кто из жителей мегаполисов без специальных тренировок умеет расслабляться. Восточные практики, медитация направлены на то, чтобы человек научился ничего не делать и просто погружался в созерцательное состояние.
— Ежедневный стресс на работе отражается и на других сферах жизни, отравляет семейную жизнь, ломает дружеские отношения.
— Стресс – это физиологическое состояние, из которого невозможно выйти усилием воли, переключившись как по щелчку в другое, ресурсное состояние. Когда человек раздражен, он непременно сорвется, причем триггером может оказаться что угодно. Больше отдыхайте, занимайтесь спортом, пейте витамины. В советское время были врачи-гигиенисты, которые следили за гигиеной труда. Где они теперь?
— Из-за пандемии огромное количество людей перешло на «удаленку». С одной стороны, не надо тратить время на дорогу, с другой, работа онлайн съедает чуть ли не целый день…
— На «удаленке» важно научиться разделять время работы и время отдыха, структурировать день, чтобы работа не расползлась на полные сутки. Наш мозг любит ритуалы. Психологи рекомендуют имитировать выход на работу, надевать рабочую одежду, пусть это будет пижама, но не та, в которой вы спали. Заведите рабочую кружку, блокнот, и все это убирайте, когда рабочий день закончился.