Домой Общество Госдума предложила сократить школьные программы и домашние задания

Госдума предложила сократить школьные программы и домашние задания

507
0

Сейчас рабочий день российских школьников доходит до 10-12 часов

Комитет Госдумы по образованию и науке, как стало известно «МК»,  подготовил рекомендации по регламентации учебной нагрузки школьников. По словам депутатов, разбухшие учебные программы, огромные домашние задания и нескончаемые уроки ведут к чудовищной перегрузке детей. А в итоге абсолютно здорового учащегося средней школы не сыщешь и днем с огнем.   

Госдума предложила сократить школьные программы и домашние задания

Родители в чатах ужасаются: «Вспоминаю себя в 13-14 лет. Я часами пропадала на улице, ходила на несколько кружков. И мои родители никогда не знали, сделала ли я уроки — им просто не было нужды в это вникать. А сейчас сын-семиклассник всё время ноет, что у него нет свободного времени, что он не высыпается, тратит всё свое время только на выполнение домашнего задания».

В сильных школах ситуация еще хуже: «Мы учимся в хорошей гимназии,- пишет Вероника.- Тоже семиклассница. По 8 уроков, в субботу 5. Плюс репетиторы. У старшего (11 класс) тоже по 8 уроков, в том числе в субботу. И репетиторов много. Тут вообще времени ни на что не хватает. У мелкой 4-5 уроков, в субботу 3». 

Действительно, «рабочий день» российского старшеклассника, как подсчитали в Думе, «доходит до 10-12 часов». Оно и понятно, ведь школы, фактически поставленные перед выбором: организация учебного процесса с соблюдением установленных норм нагрузки или предоставление качественного образования, выбирают последнее. А какую цену за это платят дети, никого не волнует. Тем более, что «нынешняя система установления учебной нагрузки школьников чрезмерно запутана, а основной массив регулирующих ее норм принимается на уровне школы»,- констатировали депутаты.

Хуже того. Подавляющее большинство школьников ходят на дополнительные занятия после школы — в кружки, к репетиторы для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам и т. п. А так как санитарные правила определяют объем максимально допустимой нагрузки только для уроков, то реальные перегрузки наших детей еще выше официально обозначаемых. В итоге при 12-часовом рабочем дне наши дети пашут еще и без выходных. Интересно: а мы, взрослые, бы так смогли?

Второй важнейший фактор перегрузок — наполняемость класса. Сейчас при наличии больших площадей в классы можно набивать неограниченное число детей. А это, подчеркивают в Думе, «не отвечает требованиям обеспечения качества образовательного процесса, оптимизации нагрузки детей и педагогов».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Стало известно, как получить сто тысяч за ЕГЭ в 2022 году

Третья системная проблема — объем домашки. Мало того, что официально регламентируется лишь время, отпущенное на домашние задания, а то, что школьники тратят на выполнение творческих заданий — проектов, поделок и т. п. вообще не принимается в расчет. Но даже на эти нормы никто не смотрит, и наши школяры с молодых ногтей пашут как рабы на плантациях. 

О том, что ситуацию усугубляет перегруженность школьных программ, а в последнее время — еще и огромное количество контрольных и проверочных работ не стоит даже говорить. Но можно ли вызволить наших школяров из этого рабства?

По мнению депутатов, можно. Так, радикальным средством, по их мнению, могло бы стать продление сроков получения общего образования на целый учебный год. Кстати, нынешний закон «Об образовании» такую возможность дает уже сейчас. А вот действующие образовательные стандарты ее не реализуют. И это надо менять. Другой резерв — начать наконец засчитывать в школах результаты, полученные учащимися в системе допобразования — например, спортивные или художественные достижения. Разговоры об этом идет давно, но до повсеместной практики дело пока так и не дошло.

Тем временем Минпросвещения рекомендуется «пересмотреть содержание образования, сократив устаревшие требования, убрав при пересмотре примерных основных общеобразовательных программ содержащиеся в них избыточные требования; предусмотреть сбалансированные с учебной нагрузкой на предмет минимальные обязательные предметные требования к результатам обучения, подлежащие промежуточному итоговому контролю», а также «рассмотреть возможность создания единого регламента по оптимизации необходимых проверочных, контрольных и диагностических работ в школе для снижения избыточной нагрузки школьников».

На Российскую академию образования возлагается своя задача: «Провести эксперимент по разработке и внедрению примерной основной образовательной программы, предусматривающей радикальное сокращение обязательных домашних заданий, а также провести пилотную апробацию модели установления различных сроков получения общего образования с учетом различных форм обучения». Осталось лишь дождаться реализации этих блестящих идей.