В воскресенье в Италии завершился первый из серьёзных турниров сезона — Lombardia Trophy. Главным украшением соревнований стали выступления мужчин-одиночников, по итогам которых Илья Малинин одержал убедительную победу над Юмой Кагиямой. Но куда любопытнее то, что американец с русскими корнями раздвигает рамки собственных границ ещё шире, усложняя программы и продолжая рисковать, не особо задумываясь над оценками.
Сам по себе факт присутствия столь матёрых соперников в рамках достаточно второстепенного по своей сути турнира — явление яркое. В Бергамо оно позволяло придумать множество сюжетов ещё до начала соревновательных прокатов. Например, сделать акцент на противостоянии действующего чемпиона мира и серебряного медалиста Олимпиады-2022 — чем не интрига? Тем более что именно Кагияме с того самого блистательного выступления в Пекине начали прочить золото следующих Игр.
Увы, противостояния не получилось. По сумме короткой и произвольной программ Малинин опередил японца на 20,74 балла (притом что судьи максимально помогали сопернику второй оценкой), и говорить о какой бы то ни было конкуренции при подобном разрыве в баллах было бы совсем неприлично.
Шоу Евгении Медведевой «Дискотека нулевых на льду» с успехом прошло в Москве. Его участники не просто представили свои номера, но…
Другой сюжет можно было бы свести к рассказу о том, что Малинин раньше остальных начал своё победное шествие к золотой медали Милана. Вряд ли кто удивится, если олимпийское золото действительно будет завоёвано юным американцем, но в данном случае я бы поостереглась раздавать авансы — слишком свеж в памяти прецедент схожего победного шествия, имевшего место в 2018-м.
Тогда Нейтан Чен методично выжигал поляну мужского одиночного катания, последовательно выиграв домашний челленджер US Classic, затем два этапа Гран-при в Америке и России, финал всей серии в Нагое и, наконец, чемпионат США. Но в Пхёнчхане случилось страшное — Чен сорвал в короткой программе всё, что только было можно, и даже шикарно исполненная произвольная не помогла ему взлететь выше пятого места.
Интригу с рекордным количеством четверных прыжков, включая фирменный аксель в четыре с половиной оборота, Малинин тоже решил отложить до лучших времён — ограничился в произвольной программе только флипом, лутцем, тулупом и сальховом. И несмотря на это, его дебютный прокат стоит назвать историческим.
В Бергамо Илье уже в короткой программе удалось (пожалуй, впервые за всю историю мужской «гонки за четверными») сделать кульминацией проката не сложнейшие прыжки, а дорожку шагов. Эта часть программы, нашпигованная не только разнообразными перестроениями, но и фирменной малининской акробатикой с задним сальто и уникальным Raspberry Twist, завершала прокат и на самом деле прекрасно подчёркивала мастерство фигуриста в части владения коньками.
Если бы у американца с этим были проблемы, такую программу — с четверным флипом, тройным акселем и лутцевым каскадом 4+3 во второй половине программы — он бы просто не довёл до конца: реализовать подобную и не слишком характерную для фигурного катания сложность возможно лишь в том случае, если спортсмен катается предельно рационально, не совершая ненужных движений и не расходуя лишних сил.
Вторая оценка в произвольной уже традиционно для Малинина оказалась не максимальной, но это свидетельствовало скорее о том, что арбитры пока не готовы принять не слишком привычный для себя стиль катания.
В предыдущие годы к числу недостатков Ильи было принято относить его юношескую угловатость, отсутствие таких традиционных ценностей, как погружение в образ и плавность линий, сейчас же впору говорить, что на наших глазах в мужском одиночном катании происходят поистине революционные преобразования.
Тренер Нейтана Чена Рафаэль Арутюнян как-то сказал, опираясь на свой опыт работы в России с Александром Абтом, что, мол, главная разница между российскими и западными фигуристами заключается в том, что в России всегда была первостепенна художественная составляющая программы. Ни у кого из ведущих тренеров не было проблем с тем, чтобы пригласить к себе хореографа из Большого или Мариинского театра, а то и нескольких таких специалистов. Они отрабатывали с фигуристами мимику, жесты, вплоть до мельчайших, учили передавать движениями тела любую эмоцию. Собственно, именно в этом стиле успешно выступает подавляющее большинство российских фигуристов, включая Петра Гуменника, который имеет реальный шанс поехать на Игры в Милан.
Национальная ассоциация фигурного катания Финляндии допустила однополый дуэт к соревнованиям танцевальных пар. Ради этого организаторы…
Позволить себе подобное удовольствие на Западе — задача, по словам Арутюняна, сложнейшая, чтобы не сказать невыполнимая. А главное — неподъёмная по деньгам. Поэтому большая часть тренировочного времени уходит на отработку техники катания: чем более разнообразен в этом плане арсенал фигуриста, тем шире диапазон его репертуара.
В качестве примера Арутюнян привёл тогда Чена, который в последние годы своих выступлений мог реализовать на льду любую задачу, причём не только в плане сложности. Малинин же пошёл дальше. Фактически всё, что Илья делает на льду, — это не попытка втиснуть себя в какой-то конкретный образ, а демонстрация возможностей человеческого тела и духа. В исполнении действующего чемпиона мира они кажутся поистине безграничными.
Отсюда же, как мне кажется, идёт выбор постановочных приёмов. Та музыка, которую выбирает для своих программ Илья, призвана прежде всего быть удобной, нравиться фигуристу и создавать нужное настроение для того, чтобы раздвигать рамки собственных границ ещё шире. Четверной аксель в олимпийских программах? От него Малинин точно не станет отказываться в знаковом для себя сезоне. Пятерной прыжок? Тоже вполне возможен.
Складывается впечатление, что отношение фигуриста к приближающимся Играм тоже диаметрально отличается от того, что выделяло всех его предшественников. Для атлета топ-уровня, потенциально претендующего на олимпийскую медаль, гораздо более характерны осторожность и тщательный просчёт: в постановках, в подборе элементов, в стремлении обезопасить себя от любого вероятного риска. Илья, похоже, идёт от обратного: в каждом отдельно взятом выступлении он как бы старается забраться за уже достигнутые пределы. Словно знает: если сделает это, золото Олимпиады никуда от него не денется.
Собственно, поэтому за Малининым так интересно наблюдать.