Домой Спорт «Ты сильнее всех! Мы что, будем детей бояться?»: Максимова о переключении сознания,...

«Ты сильнее всех! Мы что, будем детей бояться?»: Максимова о переключении сознания, разнице в судействе и шоке Мальцева

4
0

Выступления Александра Мальцева в сольных программах на чемпионате мира по водным видам спорта в Сингапуре искренне порадовали, заявила в интервью RT тренер синхрониста Гана Максимова. По её словам, подопечный не только прекрасно справился с шалившими нервами и сложными техническими элементами, но и передал задуманный образ. Специалист также похвалила иностранных судей за работу, вспомнила о поражении спортсмена на последнем первенстве страны и объяснила, какой смысл старается заложить в каждую постановку.

«Ты сильнее всех! Мы что, будем детей бояться?»: Максимова о переключении сознания, разнице в судействе и шоке Мальцева

— Насколько вам с Александром Мальцевым было сложно ждать соревнований на фоне того, что в женских видах программы всё начало складываться совсем не так, как мы рассчитывали?

— Тяжело. Но не потому, что там не всё шло гладко. Дело в том, что мы подняли коэффициент сложности произвольной программы, как нам казалось, до максимума. Были уверены: окажемся с ним, что называется, впереди планеты всей. Не думали, что кто-то сделает больше, отталкиваясь от той сложности, которая была у соперников Саши на этапах Мировой серии. Выстраивать её было нелегко, поскольку разрывались между желанием сделать интересную постановку с выразительной хореографией и необходимостью наполнять её дорогостоящими элементами, чтобы можно было выиграть. Где-то сознательно немножечко убавляли связок, чтобы добавить хореографии, постоянно искали баланс и в результате, как нам казалось, нашли оптимальное решение.

Вечером накануне произвольной получаем стартовый лист и понимаем, что никакого преимущества в коэффициенте сложности у нас вообще нет. У пяти спортсменов он оказался более высоким, чем у Саши. Конечно, это сразу создало напряжение. Я позвала своего подопечного на разговор, он пришёл расстроенным, даже немножко испуганным. Не скрою, я и сама была тоже расстроена, поскольку увидеть такой протокол было реально неожиданно, честно скажу. Но потом мы пересмотрели баллы за выступления в технической программе, проанализировали увиденное, и я сказала Саше: «Стоп, в связи с чем мы паникуем? Ты сильнее всех, с кем выступаешь. Это настолько другой уровень, что даже обсуждать здесь нечего. Мы что, будем детей бояться? Ну смешно же».

— Подействовало?

— Да, он ушёл более спокойным и настроенным на победу. Главным было переключить сознание на совершенно конкретную задачу. Я попросила сделать акцент не на элементы — за них беспокоилась в меньшей степени, — а на выразительность. Отметила, что нужно отработать максимально именно в хореографии, и даже более того — он должен работать не на себя, не на баллы, а на образ, чтобы донести месседж программы.

Александр Мальцев выиграл произвольную программу в соревновании солистов и стал шестикратным чемпионом мира по синхронному плаванию….

— Остались довольны увиденным?

— Безусловно. Естественно, я боялась. Переживала, что при столь мощном выплеске эмоций Саше может не хватить физических сил, что под конец программы выдохнется и это скажется на высоте, на технике, но он сделал всё великолепно. Как тренер-перфекционист, я могла бы придраться к некоторым деталям, но в целом исполнение получилось одним из лучших. То, что называется «до мурашек».

Для меня как для постановщика было очень важно, чтобы нашу программу оценили по достоинству. Ехали-то в абсолютную неизвестность, понимая, что судьи меняются, у каждого своё отношение к нашей стране, к нашим спортсменам — и всё это вполне может сказаться на оценках не лучшим образом. Но была поражена, насколько грамотно и профессионально арбитры отработали на обоих мужских финалах. Не хочу сейчас данную тему поднимать, но сопоставить уровень судейской компетенции с тем, что происходит на наших внутренних стартах после введения новых правил, просто невозможно. 

— Сейчас, когда ваш подопечный одержал в Сингапуре уже вторую победу, можете сказать, что новая система правил и судейства — благо для вашего вида?

— В смысле художественности программ это однозначно не так, даже и обсуждать нечего. Но дело в том, что даже год назад я бы не смогла поставить такую программу, как сейчас, в рамках тех правил, которые были. Много писала об этом у себя в соцсетях, постоянно слышала от коллег, что все мои замечания — стрельба по воробьям, но, как выяснилось, те усилия не ушли впустую. За год в правилах появились изменения, которые позволили получить внутри программы больше свободы, найти компромиссный вариант, позволяющий сохранить сложность и красоту.

Сделать это, тренируясь дома, было непросто. Наши судьи так рьяно принялись следовать новым правилам, что мы, как говорится, боялись лишний раз вдохнуть-выдохнуть, не говоря уже о том, чтобы позволить себе какие-то «лишние» движения. А в апреле я стала смотреть видеозапись выступлений с Кубка мира и реально испытала шок. Потому что, вопреки всем разговорам о драконовских правилах, убивающих синхронное плавание как спорт, увидела у той же китаянки прекрасную постановку, где были и слитность, и хореография, и идея. Ощущение возникло такое, словно мы в своей замкнутой вселенной вообще занимаемся каким-то другим синхронным плаванием.

— Второе место Мальцева на чемпионате страны объяснялось именно этим?

— Я дала себе слово не поднимать данную тему до того, как вернёмся из Сингапура. И не буду сейчас её поднимать.

Но вы представьте себе на минуточку, как легко мы могли бы лишиться тех золотых медалей, которые уже завоевал на первенстве планеты Мальцев? Тем результатом на чемпионате страны Сашу не то чтобы сломали, но он реально пребывал в шоке. Мы три дня приводили его в чувство, пытаясь хоть как-то сохранить в нём желание продолжать выступления.

— Известный наставник по фигурному катанию Алексей Мишин в своё время стал автором замечательной формулировки: «Победил, но не превзошёл». Триумф Захара Трофимова в Екатеринбурге из той же оперы?

— Захар — юниор, которого многому научила и я. Моя главная задача заключалась в том, чтобы подготовить смену для Саши — спортсмена, за которым уже много лет следит весь мир, чьи программы разбирают по деталям, равняются на них. Это далеко не всегда можно отразить примитивной бухгалтерией, основанной на стоимости элементов и связок. И уж тем более было ошибкой начать противопоставлять одного атлета другому накануне столь важного для нашей страны старта.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  14 недель условно: в Англии фаната осудили за расистские высказывания в адрес темнокожих футболистов сборной

— Когда вы ставили программу для Мальцева и микст-дуэтов с его участием, держали в голове мысль, что за время нашего отсутствия на международной арене изменились не только правила, но, возможно, и мода на постановки, которую хорошо бы учитывать?

— В этом плане я всегда полагаюсь на своё внутреннее чутьё. Следую актуальным тенденциям в той же музыке не потому, что считаю правильным им соответствовать, а просто постоянно живу в ней, знаю, что является актуальным в тот или иной период. При этом никогда не пыталась браться за постановки, если та или иная композиция мне не нравится, сколь бы популярной она ни была. Для меня каждая программа — послание. Я много пишу о своих постановках в соцсетях и могу утверждать, что среди них нет ни одной «пустой», сделанной ради того, чтобы просто потанцевать, помахать в воде руками-ногами.

Александр Мальцев впервые в карьере стал чемпионом мира по синхронному плаванию в технической программе мужского соло. На турнире в…

— Теперь, как тренер действующего чемпиона мира, вы вправе диктовать свои взгляды всей планете.

— Понимаю, подтекст шутливый, но для меня шанс приехать на ЧМ и выступить — это не только борьба за медали, но и возможность расширить ту аудиторию, которая у нас уже сложилась, передать людям какие-то очень важные, актуальные посылы. Так было всегда. Я впитала от родителей, ещё когда сама была спортсменкой, в общем-то простую истину: если Бог даёт человеку какой-то дар, его нельзя использовать просто ради собственного удовольствия. Любой талант, считаю, сильно обязывает своего обладателя. Если у меня есть возможность воздействовать на массовое сознание, донося то, что для меня является истинным и ценным, то для этого, думаю, надо использовать каждую постановку.

Просто если раньше мы не имели нынешних ограничений и синхронное плавание позволяло передать пластически, то есть через движение, любой образ, сейчас эти возможности стали сильно уже. Я бы сказала, мы занимаемся уже не пластическим искусством, а концептуальным. Я очень много работаю над фонограммой, чтобы хорошо читались все звуки, чтобы они раскрывали сюжет, служили как небольшие подсказки. Работаю над текстами, монтирую небольшие тизеры и выкладываю их в соцсети. Хочу быть уверенной в том, что меня понимают, что мне удаётся донести до людей ту или иную идею. Вот и пользуюсь всеми средствами, которые только существуют.

— Если брать общую конкуренцию, где она выглядит более опасной — в сольных мужских видах или микст-дуэтах?

— Затрудняюсь ответить на этот вопрос. В микстах конкуренция кажется очень серьёзной, поскольку большое количество синхронных движений позволяет скрыть недостаток индивидуального технического мастерства. Плюс, когда спортсмены слаженно работают в паре, какие-то самые простые движения в их исполнении иногда даже смотрятся интереснее, чем сложные связки. А кроме того, в нашем виде — особенно после того, как технические и произвольные программы сделали отдельными медальными дисциплинами, —всегда существовали некие негласные правила распределения наград.

— Чтобы раздать всем сестрам по серьгам?

— Именно. Поэтому мы просто не знаем, как дальше будут развиваться события. Своим спортсменам я говорю одно: вы должны сделать свою работу так, чтобы и я, и вы могли ею гордиться. Часто вспоминаю наш первый чемпионат мира в Казани, когда у Саши Мальцева и Дарины Валитовой в финале фактически отобрали победу в технической программе, присудив её американцам.

Понятно, это было сделано исключительно из уважения к Биллу Мэю, но в синхронном плавании до того вообще не случалось, чтобы в финале у людей отобрали два балла от их же предварительного результата. Притом что мои подопечные выступили лучше, а американцы допустили грубейшую ошибку — сцепились ногами. Передо мной стояли 18-летняя Дарина и 20-летний Саша, оба плакали и спрашивали: «Гана Владимировна, ну как же так? Это же несправедливо!» А я не знала, что им ответить.

И помню, сказала тогда: «Мы отвечаем только за свою работу, и вы её сделали великолепно. А судьи сделали свою как смогли. Поэтому идём и боремся дальше в произвольной». И с ней два дня спустя ребята стали чемпионами мира.

— В техническом миксте Мальцев и Майя Гурбанбердиева выступают под первым стартовым номером. В произвольной программе, где Майю сменит Олеся Платонова, — под вторым. Выступать на первенстве планеты в самом начале соревнований — плюс или минус? 

— Это нереально сложно. Даже когда спортсмен отработал по максимуму, ты не можешь ни порадоваться за него толком, ни расслабиться или как-то отвлечься, поскольку соперники продолжают выступать и невозможно предсказать, как будут подниматься оценки. Иногда судьи реально начинают «разгоняться» с баллами по ходу выступлений, зная, что все лидеры располагаются, как правило, в конце протокола.

У девочек, будь то соло, дуэт или группа, есть возможность хорошо выступить в предварительных сериях и обеспечить себе максимально выгодный стартовый номер в финале. У нас же борьба идёт сразу за медали. Пока работа арбитров очень меня впечатляет, и, когда я пишу у себя в соцсетях, что хочу сказать им спасибо, это ни в коей мере не дежурная фраза. Дай Бог, чтобы и дальше было не хуже…