Домой Экономика Пять условий от МВФ: что изменится для украинцев, если власть их выполнит

Пять условий от МВФ: что изменится для украинцев, если власть их выполнит

144
0

Содержание

Пять условий от МВФ: что изменится для украинцев, если власть их выполнит

Пять условий от МВФ: что изменится для украинцев, если власть их выполнит Комментарии: 4 REUTERS/Yuri Gripas В правительстве снова заговорили о переговорах с кредиторами и необходимости выполнения взятых на себя обязательств.

Похоже, что в правительстве снова рассчитывают на кредиты от МВФ. Иначе сложно объяснить, почему в последнее время вопрос сотрудничества с фондом поднимается чуть ли не еженедельно. На днях министр финансов Украины Сергей Марченко перечислил пять условий для возобновления сотрудничества с основным кредитором. «КП» в Украине» разобралась, что хочет от нас МВФ и как выполнение этих требований отразится на жизни каждого из нас.

Что сказал министр

В правительстве признают, что приостановка сотрудничества с МВФ произошла по вине Украины. Наша страна, как нерадивый школьник, отказывается выполнять домашнее задание и пытается поторговаться с учителем о получении зачета без него.

По словам министра финансов Сергея Марченко, Международный валютный фонд не дает денег Украине из-за того, что наша страна не выполнила некоторые обязательства.

«МВФ не дает денег, поскольку мы, к сожалению, как страна (я сейчас не говорю про власть, поскольку есть разные ветви власти), нарушили некоторые обязательства, которые были взяты в предыдущие годы, и мы должны восстановить эти решения», — отметил Марченко в эфире одного из телеканалов.

По его словам, среди таких невыполненных решений — наказание за недостоверное декларирование.

«Сейчас как раз идет процесс обсуждения, что необходимо проголосовать Верховной Раде, чтобы это решение было восстановлено. Также МВФ говорит о восстановлении независимости и доверия к НАБУ», — подчеркнул министр.

По словам Марченко, следующий вопрос — судебная система и Высший совет правосудия, а также рынок газа и электричества. То есть на повестке дня переговоров с МВФ находится пять вопросов, три из которых в сфере антикоррупционных механизмов и еще два – рыночных.

Министр финансов Сергей Марченко. Фото: Экономическая правда

Судебная реформа

Споры вокруг судебной системы идут еще с прошлого года, и ситуация там пока не изменилась. Еще осенью замминистра финансов Юрий Драганчук заявлял, что опасения фонда вызывали решения Конституционного суда, а также «назначение Высшего совета правосудия, работа Специализированной антикоррупционной прокуратуры, работа и независимость Национального антикоррупционного бюро».

С тех пор мало что изменилось. В МВФ и сейчас заявляют, что  среди проблемных вопросов остаются, в частности, «принятие закона о Высшем совете правосудия и снятие опасений в отношении вмешательства в работу НАБУ и САП». То есть за полгода ничего не изменилось. Кроме того, для позитивного результата переговоров необходимо также принятие уже внесенных в Верховную Раду новых поправок в закон о Нацбанке и банках.

Для простых людей антикоррупционные изменения в стране важны, но они отразятся на жизни каждого из нас далеко не сразу. Зато изменения, которые предполагают свободный рынок газа и электроэнергии, почувствует на себе каждый.

Что будет с ценами на газ

Требование вернуть рыночные цены на газ правительство фактически уже выполнило. С 1 апреля будет отменено ограничение верхних граничных цен на топливо на уровне 6,99 грн за кубометр, которое Кабмин ввел с февраля до конца марта.

С 1 апреля цены на газ снова перестанут ограничиваться. Правда, большинство газсбытов, представив свои тарифные планы для населения на апрель, установили тариф на уровне 6,99 грн или немного ниже. Есть и те, кто просит за газ чуть дороже, но в среднем цена оказалась ниже граничной. Поэтому никакого социального напряжения отмена ограничения не вызовет.

Более того, в ближайшие месяцы газовые котировки на европейских биржах традиционно должны немного снизиться, а значит, и у нас тарифы хоть немного, но уменьшатся. Да и для населения цена газа отойдет на второй план. С 1 апреля из-за потепления резко снижаются объемы его потребления – отопление уже не надо, а расход на подогрев воды (у кого он есть) и приготовление пищи – минимален.

Казалось бы, можно закрыть этот вопрос до осени, установив сейчас рыночные цены, а в начале отопительного сезона ввести новое ограничение тарифов. Но, похоже, что этот вариант не устраивает кредиторов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Косвенные методы налогового контроля: как в правительстве планируют добраться до денег из тумбочек

— Возврат к контролю над ценами на природный газ является не только крайне неэффективным способом субсидирования домохозяйств, но также приводит к злоупотреблению ресурсами из-за коррупции и сдерживанию внедрения энергоэффективности, — заявил глава представительства МВФ в Украине Йоста Люнгман.

Cмая всех потребителей топлива переведут на годовые тарифные планы. То есть цену установят такую, чтобы не менять ее ближайшие 12 месяцев, даже если колебания на мировых биржах будут существенными. Возможность сменить тарифный план у абонентов будет, но с учетом, что многие из нас не знают, как это можно сделать, думаем, что большинство останутся с этими самыми годовыми тарифами.

Эксперты говорят, что дешевым годовой тариф газа точно не будет. Более того, он будет выше, чем сейчас.

— Когда начнет действовать годовая цена на газ, то газсбыты начнут выставлять летнюю цену в коридоре 7,8-8,2 грн за куб, — считает энергетический эксперт Юрий Корольчук. — Прибавьте сюда транспортировку газа, и цена для конечного потребителя будет еще выше.

Эксперт говорит, что это обусловлено спецификой нашего рынка, когда весь дешевый газ с себестоимостью добычи около 2,8 грн за кубометр, добытый компанией «Укргаздобыча». забирает себе «Нафтогаз», а потом перепродает его по 7,4-7,6 грн за кубометр газсбытам. А те не смогут продавать топливо потребителям ниже этой цены.

Эксперт энергорынка Валентин Землянский говорит, что формирование цены на газ со стороны «Нафтогаза» не имеет никакого отношения к рынку газа, а по сути это скрытый налог на тех, кто не получает субсидии.

— «Нафтогаз» рассматривается МВФ исключительно как налоговый агент, а цена на газ — косвенный налог на нетрудовые доходы граждан, до которых не могут дотянуться руки госчиновников, — говорит Землянский. — Для МВФ высокие тарифы — это гарантированные дополнительные доходы в украинский бюджет, а, следовательно, один из факторов гарантии возврата кредитов. До тех пор, пока формирование цены на газ будет происходить исключительно в «Нафтогазе» под патронатом МВФ, конкурентный рынок мы точно не построим.

В целом нужно быть готовым к тому, что конечная цена газа для населения при свободном рынке газа составит от 9 до 10 грн с учетом стоимости доставки топлива.

Что будет с киловаттом

Пока не закончился отопительный сезон, в правительстве не решились на повышение тарифов на электроэнергию. Ведь льготные 90 копеек за киловатт*ч при потреблении первых 100 КВт*ч часов в месяц отменили всего лишь с нового года.

Поэтому пока что в апреле Украина будет жить со старыми тарифами на электричество. Согласно постановлению Кабинета министров №238, фиксированная цена на уровне 1,68 грн за кВт⋅ч будет действовать до 1 мая 2021 года.

А вот с мая возможен рост тарифов. Эксперты говорят, что нынешняя цена электричества едва покрывает стоимость его доставки. Поэтому в правительстве сейчас рассматривают несколько вариантов повышения стоимости электроэнергии.

Вариант первый — повысить цену электричества для всех. Цена киловатт*часа может повыситься с 1,68 до 2,2-2,5 грн для всех. В этом случае рост тарифа составит как раз 30-50% для всех потребителей. Возможно, такое повышение проведут в два или три этапа.

Второй вариант, который озвучивали в январе, выглядит следующим образом. Кабмин может разделить тарифы для домохозяйств на две части: все, что меньше 300 кВт*ч — по 1,68 грн за кВт*ч, а все, что выше — по 3,48 грн за кВт*ч. В этом случае основная повышенная тарифная нагрузка ляжет на тех потребителей, которые проживают в больших квартирах или в домах с электроплитами и без горячей воды.

Третий вариант, о котором стало известно недавно, предполагает рост тарифов для тех, кто потребляет в месяц более 500 кВт*часов энергии. Несложно заметить, что, как и в случае с газовыми тарифами, тут прослеживается идея заставить более обеспеченных потребителей, у которых больше бытовых приборов, платить больше. А под шумок могут пострадать и не очень богатые граждане с электрокотлами.