Содержание
Главную роль в борьбе с приёмом запрещённых препаратов российскими спортсменами играет национальное антидопинговое агентство РУСАДА. Его роль особенно возрастает в периоды перед Олимпийскими играми, при этом многие воспринимают агентство как орган, исключительно раздающий дисквалификации нарушителям. Чем занимается подведомственная WADA организация, какие проблемы решает и почему финансовые трудности не обошли её стороной — в материале RT.
23 июля в Токио стартуют XXXII летние Олимпийские игры. Свыше 11 тыс. спортсменов из 205 стран и отдельной команды беженцев поборются за 339 комплектов наград в 33 видах спорта. В списке официальных участников не будет сборной России. Формально вместо неё в Японии выступит команда Олимпийского комитета России, у которой триколор будет заменён на нейтральный флаг с логотипом организации, а национальный гимн — на музыку Первого концерта Чайковского.
Такая ситуация, когда российские спортсмены должны соревноваться в нейтральном статусе и не могут официально представлять родную страну, связана с отстранением Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Национальный регулятор в сфере антидопинговой деятельности был повторно лишён статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу в 2019 году, после того как не выполнил условия восстановления.
РУСАДА по-прежнему ведёт свою обычную деятельность по борьбе с допингом в России, параллельно продолжая работать над восстановлением статуса соответствия, что должно помочь вернуть российским спортсменам право выступать под своим флагом. Менее года назад в агентстве сменилось руководство, исполняющим обязанности генерального директора вместо Юрия Гануса стал Михаил Буханов, ранее работавший там же юридическим консультантом. RT решил разобраться, что сейчас из себя представляет одна из важнейших организаций в российском спорте, какие она выполняет задачи и какие проблемы решает на своём пути.
История и миссия
Российское антидопинговое агентство образовано в 2008 году. Его появление связано с принятием ООН Конвенции о борьбе с допингом в спорте, которая была ратифицирована РФ в декабре 2006-го. РУСАДА является некоммерческой организацией в форме ассоциации, финансируемой государством.
В России РУСАДА — независимый орган, подчиняющийся исключительно Всемирному антидопинговому агентству (WADA), которое следит за исполнением Всемирного антидопингового кодекса и определяет стандарты борьбы с запрещёнными препаратами. По ним живёт почти весь профессиональный спорт на планете.
На летних Олимпийских играх в Токио не выступит целый ряд звёзд спорта, которые отбывают наказание за нарушения антидопинговых правил….
Несоблюдение этих стандартов ведёт к тому, что определённая страна и действующее на её территории антидопинговое агентство лишаются статуса соответствия, как это произошло с Россией. Поэтому, по словам Буханова, главным для РУСАДА является не просто борьба с нарушениями правил, а её ведение в соответствии именно с теми нормами, которые выработаны международным сообществом.
«Наша генеральная цель — быть исполнителями Всемирного антидопингового кодекса, реализовывая все тенденции всемирного антидопингового движения на территории страны. РУСАДА сейчас призвано быть наиболее аутентичным проводником данного движения. Антидопинг — это осознанная необходимость международного спорта, выразившаяся в документах всемирного регулирования. Именно эти документы должны неукоснительно соблюдаться, если мы хотим разорвать бесконечный круг допингового кризиса в стране», — сказал Буханов RT.
По его словам, спорт является сопоставлением уникальных физических способностей людей. А любое сравнение должно осуществляться на одинаковых основаниях — в противном случае возникает простор для обмана и мошенничества. Именно этим по своей сути и является допинг. Борьба с ним позволяет разорвать порочную цепочку успеха в состязаниях тех, кто способен финансово обеспечить себе победу благодаря нелегальным достижениям медицинской науки, уверен Буханов.
«Антидопинг открывает возможности для истинно талантливых и уникальных от рождения. В огромной стране таких десятки тысяч. Именно на обеспечение равных прав и возможностей направлена деятельность РУСАДА. В уставе РУСАДА генеральная цель детализируется и приобретает более конкретный характер в виде соответствующих положений. Среди них — предупреждение допинга в спорте, борьба и искоренение допинга на национальном уровне, разработка национальных антидопинговых правил», — отметил глава организации.
Контроль
У РУСАДА есть два основных блока деятельности. Об итогах первого из них поклонники спорта регулярно узнают из сводок новостей — это тестирование спортсменов, отбор допинг-проб, расследование нарушений антидопинговых правил и вынесение решения по ним. Монополистом в этих направлениях РУСАДА не является. Тестировать спортсменов могут также международные спортивные федерации и организаторы соревнований, а разбирать дела и дисквалифицировать — национальные организации вроде Всероссийской федерации лёгкой атлетики.
При этом непосредственную проверку проб РУСАДА не осуществляет. Это могут делать только аккредитованные WADA лаборатории, которых в России сейчас нет. Существует московская антидопинговая лаборатория, но после известных скандалов вокруг её бывшего директора Григория Родченкова она уже не работает в прежнем режиме. С антидопинговой сферой она связана лишь хранением старых проб.
Легкоатлета Сергея Шубенкова оправдали по делу о сданной им в конце декабря 2020 года положительной допинг-пробе, хотя в ней и было…
Наличие собственной антидопинговой лаборатории не является обязательным условием для каждой страны. В мире существует всего 30 аккредитованных WADA научных центров, которые проверяют допинг-пробы по заданию агентства. РУСАДА в основном отправляет пробы в европейские лаборатории — в бельгийский Гент и австрийский Зайберсдорф — с помощью курьерской службы. Задачей агентства является своевременная отправка проб и работа с уже готовыми результатами.
Работа РУСАДА активизируется перед главными соревнованиями — Олимпийскими играми. Их потенциальным участникам требуется дополнительное тестирование, чтобы можно было уверенно сказать, что команда будет состязаться честно. По словам ответственного специалиста Союза конькобежцев России по антидопинговой работе Марии Розиной, в такие периоды в РУСАДА полностью сосредоточены на своей главной задаче.
«У нас рабочие отношения с РУСАДА. Мы постоянно на связи с сотрудниками всех отделов, они консультируют нас в любое время дня, даже во внерабочее время отвечают на наши срочные вопросы. У нас очень плотный контакт. Чем ближе очередная Олимпиада, тем тщательнее мы работаем со спортсменами, напоминаем о чём-то, обучаем. Работа становится насыщеннее», — рассказала Розина RT.
Образование
Второй блок деятельности РУСАДА — образовательный. Точно так же, как знание правил дорожного движения и их соблюдение позволяют избегать аварийных ситуаций на дорогах, просвещение в области допинга должно пресекать на корню его употребление. Тем, кто хочет быть связанным со спортом, жизненно необходимо также знать свои права и обязанности и разбираться в непростых антидопинговых правилах.
Помощь в этом направлении является прямой обязанностью РУСАДА. Оно разрабатывает и реализует антидопинговые образовательные программы для самых разных целевых аудиторий. Даже внутри титульного субъекта — собственно спортсменов — находится множество различных групп, требующих к себе особого подхода. По словам главного специалиста образовательного отдела РУСАДА Кирилла Волобуева, ученикам детских спортивных школ нужен один багаж знаний, а спортсменам национальной сборной — уже другой.
«Юным спортсменам имеет смысл рассказывать в первую очередь о ценностях спорта, а тонкости и особенности антидопингового законодательства уже необходимы более взрослым. Мы пытаемся говорить с каждым на одном языке, но при этом делаем поправку на целевую аудиторию, подаём ту информацию, которая нужна на данном этапе спортивной подготовки», — рассказал Волобуев.
Дифференцировать образовательные программы необходимо также для тренеров и вспомогательного персонала. Отдельно РУСАДА проводит работу с ответственными за антидопинговое обеспечение в региональных органах исполнительной власти и общероссийских спортивных федерациях, включая консультации по созданию внутри них подразделений по борьбе с допингом. Итоги их работы в последующем оцениваются с помощью рейтингов.
«Мы регулярно анализируем те или иные потребности субъектов спорта. Например, недавно мы реализовали очень большую программу в Северо-Западном федеральном округе, вместе с РФС проделали работу для региональных федераций. Мы обучали ответственных за борьбу с допингом на местах, рассказывали им о законодательстве, говорили, как они должны работать, показывали международные и российские документы. Очень подробно разжевали все ключевые моменты антидопинговой деятельности», — отметил Волобуев.
Американские легкоатлетки Брианна Макнил и Шелби Хулихэн были включены в список участниц национальных отборочных соревнований на…
Он признаётся, что до сих пор приходится встречать непонимание со стороны региональных федераций и тренеров, которые имеют гораздо больше влияния на спортсменов, чем образовательные специалисты РУСАДА. Однако такие случаи уже становятся исключением — и находить общий язык всё проще. В агентстве подчёркивают, что оно не является исключительно карательным органом, а помогает в первую очередь не нарушать правила.
«Мы видим достаточно хорошие результаты в плане отзывов. Спортсмен может подойти и сказать: «Этого я раньше не знал, у меня были нарушения по «флажкам», но теперь это понял и осознал, больше уже не повторится». Некоторые спортсмены всё ещё не знают, что во время допинг-контроля нельзя покидать поле зрения инспектора. Мы это доносим, и тогда они понимают, как всё работает. Бывает, что не с первого, но с десятого раза менять настрой у нас получается», — сказал Волобуев.
В области образования РУСАДА должно постараться сделать так, чтобы допинг воспринимался людьми как крайне негативное явление, считает Буханов. И помочь с этим должно следование международным стандартам, к которым агентство продолжает стремиться.
«Любое социальное явление — многофакторное. Допинг, являясь девиацией, сложен по своему составу. Необходимо перестраивать общественное сознание профессиональных масс, выстраивать спортивный менеджмент в контексте того, чтобы допинг был невыгоден, порицаем. Иными словами, должен быть комплекс мер, где начальным мероприятием является повсеместное внедрение международного антидопингового регулирования. Именно такое регулирование является этикой нового времени в спорте, и нет иной реальности, кроме следования унифицированным требованиям», — отметил Буханов.
Финансирование
Большую часть финансирования РУСАДА получает от государства. В прошлом источником было Министерство спорта, но сейчас агентство получает деньги напрямую от Министерства финансов — такая схема позволяет избежать возможного влияния со стороны спортивных субъектов. Государственное финансирование является нормой для сферы антидопинга, так как все национальные агентства мира спонсируются своими правительствами. Разница состоит только в том, какая доля бюджета формируется из казны, а какая — из собственных доходов.
По словам Буханова, текущего объёма финансирования сейчас недостаточно для того, чтобы достигать плановых результатов по тестированию. Бюджет РУСАДА составляет 501 млн и постепенно снижается в последние годы.
«РУСАДА получает финансирование через Минфин в соответствии с соглашением о субсидии. В мае прошлого года объём был сокращён на 10%, потом ещё на 1%. Безусловно, сокращение финансирования ведёт к сокращению программы тестирования по объёму», — отметил глава РУСАДА.
Агентство может осуществлять коммерческую деятельность и заключать договоры тестирования с национальными федерациями. Например, оно сотрудничает с Федерацией хоккея России. Как правило, игровые виды спорта не вызывают серьёзных подозрений со стороны надзорных органов, но если организация хочет иметь безупречную репутацию в плане допинга, то она может заказать дополнительное тестирование у РУСАДА. Также оно может понадобиться в тех видах спорта, где определённое количество проб является условием для участия в соревнованиях.
Статус
В данный момент РУСАДА во второй раз лишено статуса соответствия кодексу WADA из-за выявленных фактов манипуляций с базой данных московской лаборатории. Однако такое положение не мешает агентству продолжать осуществлять свою операционную деятельность на территории России и работать дальше во благо чистого спорта в стране — это право за ним сохранено.
Совет World Athletics принял решение возобновить выдачу нейтральных статусов российским спортсменам. В крупнейших соревнованиях 2021…
Для полного восстановления статуса РУСАДА требуется оплатить все штрафы, назначенные Спортивным арбитражным судом (CAS) в своём решении от 17 декабря 2020 года, а также следовать плану WADA, который был предоставлен российской стороне в июне 2021-го. От РУСАДА ждут, что оно будет проявлять открытость, честность и независимость в своей работе. WADA будет следить за его деятельностью посредством мониторинга, включающего в себя ежемесячные и ежеквартальные отчёты.
Нынешняя ситуация с РУСАДА отличается от той, в которую оно попало после первого лишения статуса, тем, что к агентству есть определённое доверие как со стороны WADA, так и со стороны спортивных федераций в России. По словам Розиной, последнее решение CAS не сказалось на сотрудничестве СКР с РУСАДА.
«Даже после решения CAS за РУСАДА остались все его обязанности, просто WADA строже контролирует исполнение этих обязанностей. На нас, на федерации, это вообще никак не отразилось. Всё проходит в рабочем порядке. Мы доверяем РУСАДА, тем более что там несколько раз сменились люди. Видно, что у них сейчас совершенно другое отношение к работе», — сказала Розина.