Осьминог по цене кальмара и брендовая рубашка за 19 рублей — это реально Поделиться
«У нас переоценка, мы не успели поменять ценники, поэтому этот товар стоит на 350 рублей, а 500», – такую фразу хоть раз в жизни слышал на кассе каждый покупатель. Отстаивать свои права в такой ситуации решаются немногие. Большинство грустно кивает, тихо ругается себе под нос, но платит по новой цене. Ну, или вовсе отказывается от покупки. Зря! Закон о защите прав потребителей неумолим: магазин обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Даже если имела место очевидная ошибка или технический сбой – неважно. Иногда такие осечки могут обернуться для покупателя колоссальной выгодой.
Фото: соцсети
В начале июля 2023 года в социальных сетях замелькали сообщения о россиянине, который почти сумел обновить гардероб в дорогом универмаге буквально за копейки – и не потому, что угодил на беспрецедентную распродажу. Все проще и интереснее: из-за технического сбоя на сайте универмага цены оказались снижены почти в тысячу раз (рубашки за 19 рублей при том, что обычно они стоят несколько тысяч), и удачливый гражданин смог наполнить «корзину» и оформить заказ в нужный момент. Через несколько часов, правда, универмаг опомнился – обнаружил ошибку – и попробовал отменить заказ. Однако предприимчивый покупатель обратился в суд, требуя защитить свои права и все-таки предоставить ему покупки.
Точка в этом деле будет поставлена 10 августа 2023 года на очередном заседании суда. Эксперты настаивают: хоть и имела вместо очевидная ошибка, добросовестного покупателя она не касается. Магазин предложил товар с ценой, которая его устроила, а сделку верифицировала электронная транзакция. Значит, покупка совершена – и клиент должен получить товары.
Подобные ошибки при формировании ценника не уникальны – пусть и в меньших масштабах, когда речь не идет о сотнях тысяч рублей, но случаются они достаточно часто. С такой же ошибкой однажды столкнулась корреспондент «МК». Минувшей зимой со мной произошёл примечательный эпизод в одном из крупных супермаркетов. На прилавке с рыбой и морепродуктами обнаружился осьминог – уже обезглавленный, но хорошо узнаваемый осьминог – под ценником «Щупальцы кальмара». Цена была соответствующая, кальмаровая: 650 рублей за кило (при том, что осьминог сегодня стоит вдвое или даже втрое дороже).
– Взвесьте мне, пожалуйста, два кило этого… кальмара? – осторожно попросила я тётю-продавщицу, боясь спугнуть нечаянную удачу.
Не спугнула. Она взвесила, и я отправилась на кассу с двумя солидными тушками осьминога и абсолютно честным ценником, сообщающим, что я должна заплатить примерно 1200 рублей.
Никакого нарушения или обмана здесь нет и быть не может. Конечно, это ошибка… однако ошибка – проблема магазина, а не покупателя. Разве что очень совестливый покупатель (или борец за справедливость, альтруист и филантроп) может сам сообщить сотрудникам магазина – вы, мол, сами себя обсчитываете. И при этом, скорее всего, он лишится возможности купить товар сию секунду, потому что магазин вынужден будет запустить довольно длительный процесс изменения ценников.
Как объяснила в беседе с корреспондентом «МК» юрист Любовь Шурыга, закон о защите прав потребитель вполне однозначно трактует эту ситуацию: покупатель имеет право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике, потому что именно эту цену продемонстрировал ему магазин.
– Дело в том, что ценник – это публичная оферта. Это своего рода предложение, которое выставляет магазин. Как это работает? Магазин дает информацию о товаре (ценник), и покупатель либо принимает эту информацию, либо нет. Искажение этой информации – обман потребителя. Так что с точки зрения буквы закона все однозначно. Другое дело, что редкий магазин соглашается сходу признать свою ошибку на кассе. Обычно рассчитывают на то, что клиент не будет настаивать, хотя у того есть все основания подать жалобу в Роспотребнадзор, и именно это надо сделать.
Эксперт добавила, что восстановить справедливость можно даже после того, как товар оплачен – например, если среди полной тележки продуктов вы не заметили ошибку, и уже потом увидели в чеке совсем не ту сумму, которую ожидали. В этом случае нужно позвать продавца (директора магазина) и показать ему ценник. Желательно делать это при свидетелях. Если продавец отказывается компенсировать убытки сразу же, можно оформить жалобу (не забудьте сфотографировать ценник!) и обратиться в Роспотребнадзор.
Часто имеет место обратная ситуация – умышленный обман со стороны потребителя. Если человек, например, взвешивает дорогие узбекские помидоры под видом дешевых тепличных, и приклеивает к пакету соответствующий ценник, а продавец это обнаруживает – он, разумеется, откажется продать товар по неправильной цене. Поэтому о «хитростях» здесь говорить не приходится.