Экономике нужны айтишники, но молодежь рвется в торговлю
В ближайшие недели на рынок выходит очередная когорта молодых специалистов. Многие из них уже работают. Другим трудоустройство только предстоит. И эту нелегкую задачу, как подтверждают последние опросы работодателей и выпускников, усложняет несовпадение интересов тех и других.
Что касается работодателей, то, как свидетельствует недавнее исследование РЭУ им. Плеханова на тему их потребностей и запросов, одних лишь профессиональных знаний и навыков им уже недостаточно. «Одним из ключевых и объединяющих запросов работодателей из самых разных отраслей, — отмечают исследователи, — стал запрос на владение soft skills — «гибкими навыками». Они занимают 37% в перечне требований к молодым соискателям на рынке труда». (К примеру, в сфере «Математика и IT» – это 34%, «Экономика и финансы» – 36%, «Менеджмент и маркетинг» – 40%, «Общество и политика» – 42%!)
Каких же конкретно «софтов» ждут российские работодатели от кандидатов на работу? Три главные компетенции, которые они хотят видеть у своих сотрудников — это умение работать с информацией, стрессоустойчивость и знание иностранного языка. Кроме того в топ-десятку наиболее востребованных на рынке труда компетенций входят: навыки самоорганизации (37%), навыки презентации и визуализации (35%), коммуникативные навыки (32%), лидерские качества (32%), креативные навыки (26%), знание нормативно-правовой базы (23%), навыки аналитики массивов данных (20%).
Всего, по итогам опроса более 500 ведущих российских компаний, эксперты РЭУ выделили 223 компетенций и 18 профессий, востребованных среди российских работодателей. А это существенно меняет привычную картину рынка труда. Так, скажем, экономист, претендующий на зарплату 50–60 тыс. рублей, должен обладать такими «жесткими навыками», как уверенное пользование «1С», знание основ бухгалтерского и налогового учета, экономического анализа и законодательства. А среди его «гибких навыков» должны присутствовать умение делать презентации и визуализировать информацию, самоорганизация, стрессоустойчивость и способность работать в команде.
Вывод очевиден: «Сегодня рынку нужен не просто финансист, а, например, финансовый специалист с юридическим образованием, если речь идет об оптимизации пенсионных вкладов. Или не просто маркетолог, а специалист по конкретному направлению экономики, например энергетике. Границы специальностей размываются. Сегодня представителям так называемых «точных» профессий стали больше необходимы навыки soft skills и сетевого менеджмента, а гуманитарных направлений — умение работать с данными и т.д. Именно поэтому во время обучения огромное значение имеет междисциплинарное взаимопроникновение компетенций», — прокомментировал ситуацию ректор Плехановского университета Иван Лобанов.
Теперь о профессиях, представителям которых работодатель готов платить больше других. Самые высокооплачиваемые, по версии исследования, – программисты. Так, на 230 тыс. рублей в месяц могут рассчитывать разработчики программ на платформе IOS, на 210 тыс. – программисты 1С. С небольшим отставанием идут бизнес-аналитики — 170 тыс. руб., специалисты по информбезопасности (160 тыс. руб.) и финансовые специалисты, работающие по международным стандартам финансовой отчетности — МСФО (140 тыс. руб.).
Но вот парадокс: выпускники и студенты, как явствует из других исследований, ищут себе иной профессиональной доли. Лидер их предпочтений — торговля, и даже айти-позиции они предпочитают именно в этой сфере.
Как оказалось, большинство молодых людей до 24 лет интересуется позицией менеджера по продажам — 28%, хотя самая популярная сфера — IT (14%). На втором месте среди востребованных вакансий — работа продавцом-консультантом — такие объявления искали 21% молодых людей. Кроме того, в список объявлений, которые заинтересовали студентов и выпускников, попали такие специальности, как наборщик текстов — 5,8%, фрилансер в сфере маркетинга и PR — 5,2%, упаковщик — 4,8% и комплектовщик заказов — 3,5%.
Опрос также показал, что 41% респондентов считают комфортный уровень зарплаты самым важным требованием при выборе работы. Вторую строчку заняли два фактора: возможность работать удаленно и карьерный рост — по 12%. И лишь для 8,4% молодых людей важное условие при выборе работы — интересные задачи.