Домой Общество Врач-судмедэксперт назвал перспективы перезахоронения Сталина: ДНК-исследование под вопросом

Врач-судмедэксперт назвал перспективы перезахоронения Сталина: ДНК-исследование под вопросом

317
0

Скорее всего его правнуку не удастся эксгумировать тело вождя

Права и возможности правнука Иосифа Сталина эксгумировать его останки, установить настоящую причину смерти и перезахоронить на Новодевичьем кладбище оценили эксперты «МК». Не факт, что Селиму Бенсааду удастся совершить задуманное.

Врач-судмедэксперт назвал перспективы перезахоронения Сталина: ДНК-исследование под вопросом

Фото: ru.wikipedia.org KUZNETSOV

Напомним, о намерениях Селима Бенсаада, который считается единственным оставшимся в живых потомком вождя, сообщил его пресс-атташе Вадим Горжанкин. Он рассказал, что 16 ноября на пресс-конференции Бенсаад обнародует подробности предстоящих процедур. А адвокат Бенсаада Юлия Вербицкая заявила, что родство уже официально подтверждено, и закон позволяет родственнику перезахоронить тело вождя на Новодевичьем кладбище, где покоится его вторая жена Надежда Аллилуева, где он сам хотел лежать.

Кроме того, правнук хочет добиться проведения исследования останков вождя, чтобы выяснить настоящую причину его смерти, а также убедиться, что это именно его тело захоронено у Кремлевской стены.

Можно ли спустя 68 лет по останкам установить все то, что задумал правнук Сталина, «МК» спросил у врача-судмедэксперта Эдуарда Туманова. 

— Смотря что искать. Если речь идет об установлении родства, то сомнительно. Правнук — это седьмая вода на киселе. А чем ближе родство, тем больше возможностей, и наоборот, — говорит Туманов.

— Через 68 лет в каком состоянии могут находиться останки?

— Все зависит от способа бальзамации, которая применялась. Известно, что Сталина бальзамировали, как и Ленина. Мягкие ткани, скорее всего, уже распались. Как правило, растворы, что применяются для таких целей, химически агрессивны и разрушают структуру ДНК, что делает практически невозможным ее исследование.

— Думаете, совсем ничего не осталось?

— Теоретически, могут остаться какие-то ткани, в которых ДНК подверглись незначительной деформации, но это сомнительно. Установить можно только переломы костей, если они есть. А внутренние органы и мозг обычно изымаются и хранятся в отдельных баночках. Неизвестно, сохранен ли мозг Сталина. Мозг Ленина точно хранится в Институте мозга. А у Сталина — тайна, покрытая мраком.

— То есть установить причину смерти тоже вряд ли удастся?

— Теоретически, шансы есть, но они минимальны.

— А перезахоронение на Новодевичьем разрешат, как думаете? Как это бывает на практике?

— Это – как договорятся с администрацией, с мэрией. сли кладбище законсервировано, Как Новодевичье, то нельзя хоронить, но закон содержит исключения. Но правнук не является близким родственником по закону, и его желание вряд ли кто-то возьмет в расчет. Его можно расценивать, скорее, как то, что человек ищет свою минуту славы. 

Адвокат Екатерина Тягай разъяснила «МК», что родство, в котором состоят Бенсаад и Сталин, совершенно не означает, что правнук имеет право даже на эксгумацию.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Клей для плитки: виды, отличительные характеристики, как приобрести

— Правнук – это безусловно родственник, но при этом он не является наследником определенной очереди, потому что между ним и прадедом есть два поколения родственников, которые, как правило, и принимают решение о захоронении и прочее, — говорит Тягай. — Правнуку придется доказать: первое — то, что у него есть основание для такой процедуры, второе — отсутствие выраженной воли других родственников на эксгумацию, либо отсутствие иных родственников или иных лиц, которые могли бы принимать такие решения. 

Селим Бенсаад родился в семье Галины Джугашвили — дочери старшего сына Сталина Якова Джугашвили, в 1971 году. Внучка вождя родила мальчика от студента Института дружбы народов им. Патриса Лумумбы Хосина Бенсаада, приехавшего учиться из Алжира в Москву. Когда Селиму исполнилось 3 года, стало понятно, что он не слышит. Однако его научили разговаривать, и он учился в обычной школе.

Брак Галине и Хосину разрешили зарегистрировать только, когда их сыну исполнилось четыре года.

По окончании учебы Хосину предложили остаться в России либо оставить семью и уехать в Алжир. Он уехал, а Галина добилась разрешения для отца Селима приезжать в Россию дважды в год. Когда сыну исполнилось 19 лет, отец забрал его в Африку, но Селим вскоре вернулся на родину.

Он выучился на художника, но у него стало падать зрение, и рисование пришлось забросить. Работал подсобным рабочим в универсаме и курьером в Госархиве. Все эти годы о существовании правнука Сталина никто не знал.

О нем стало известно в 2019 году, когда Селим Бенсаад обратился в СМИ с заявлением, что у него пытаются отобрать трехкомнатную квартиру в центре Москвы. Селим проживал в ней с женой. Выяснилось, что на жилье заявил претензии его отец, который запретил ему пользоваться электричеством из опасения, что квартира, которая сильно обветшала, сгорит.

Бенсаад переехал в Рязань к супруге и предложил отцу пройти тест на ДНК. Он заявлял, что сомневается в родстве с Хосином, и даже выдвигал версию, что тот женился на его матери, чтобы прикрыться женщиной с ребенком и осуществлять шпионскую деятельность. У Хосина остался семейный архив семьи.

После смерти, в 1953 году, тело вождя поместили в Мавзолей рядом с телом Ленина. А в 1961 году, после развенчания культа личности Сталина, его перезахоронили на Красной площади у Кремлевской стены.