Свадьба на две столицы
— А вы случайно не на «царскую свадьбу»? — огорошили меня вопросом на пороге одной симпатичной московской шляпной мастерской. Продавцы не скрывали радости и любопытства. — До вас за день уже семеро клиенток побывало! Этот праздник делает нам выручку уже больше, чем скачки!
Дело в том, что на венчание Великого князя Георгия Романова (наследника Российского Императорского дома) в Исаакиевском соборе приглашенным дамам, согласно дресс-коду, следовало быть в шляпках. Что, надо признать, вполне ожидаемо — разве можно представить тех же Виндзоров и их гостей без этого аксессуара?
А дальше опытным путем выяснилось, что подобрать шляпку и выглядеть уместно, без китча и гротеска, неопытному человеку сложновато. Поэтому, видимо, и привели нас поиски хорошего товара в одно и то же место. К счастью, предпочтения у моих предшественниц разнились, и конфузов с одинаковыми головными уборами мы избежали.
Широкополые шляпы и маленькие "таблетки" самых разнообразных расцветок, вуали и мантильи — все это великолепие наводнило в пятницу Исаакиевский собор, где митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий венчал Георгия Романова и итальянку Ребекку Беттарини (ставшей в православии Викторией Романовной).
Познакомились они много лет назад в Брюсселе, где работали в различных организациях при Евросоюзе. Поначалу дружили, а в какой-то момент, как вспоминают сами, поняли, что это судьба. Предложение Великий князь сделал оригинально — в аэропорту Брюсселя, преподнеся Ребекке доставшееся от прабабушки золотое кольцо с рубином и бриллиантами. Сам он получил его от матери — главы Российского Императорского дома, Великой княгини Марии Владимировны — в день своего совершеннолетия. С наказом вручить его будущей невесте.
Поженились влюбленные на прошлых выходных в Хамовническом ЗАГСе Москвы, отметив дома в тесном кругу. Активно изучающая русский язык и культуру Виктория Романовна не отказалась в честь такого случая от стопки водки на пару с супругом.
А венчание организовали в Санкт-Петербурге — впервые за 127 лет после революции. По такому случаю в Северную столицу прибыли венценосные особы и родственники Романовых из зарубежных стран: последний царь Болгарии Симеон II (формально на престоле он был в малолетнем возрасте в 1943-1946 годах, а в 2001-2005 годах правил страной в статусе премьер-министра), последний король Египта Ахмед Фуад II, глава Португальского королевского дома Дуарте Пиу, герцог Браганса, глава Албанского королевского дома Лека II Зогу, глава грузинского царского дома князь Давид Багратион-Мухранский, представители Лихтенштейна, Бельгии, Италии, Германии и другие. Всего же на венчании собралось порядка 2,5 тысячи гостей.
Подвенечный наряд невесты, как и полагается, был главным сюрпризом и держался в тайне от жениха. Над сливочно-белым шелковым платьем работала российский дизайнер Элина Самарина. Акцент сделали на многометровом шлейфе, на котором был выткан золотой российский герб. А в волосах Ребекки сверкала диадема Chaumet из белого золота с 438 бриллиантами. Наряды пары потом планируют выставить в Русском музее.
После Таинства венчания гости пропели молодым «Многая лета» и проводили аплодисментами. Вечером новобрачные устроили ужин в Российском этнографическом музее с блюдами русской кухни и тортом от британского шеф-повара Майкла-Льюиса Андерсона и Дома Фаберже. Последний обеспечил и обручальные кольца.
А в субботу «царская свадьба» гуляла уже в Константиновском дворце. Дресс-код на второй день был «элегантно-повседневным», и Ребекка вышла к гостям в черном брючном костюме. Угощали в Стрельне блинами, пирогами, пожарскими котлетами и другими блюдами русской кухни. «Смотри, не перепутай вилки!» — помнится, говорил мне несколько лет назад редактор, когда я впервые оказалась на обеде с главой Дома Романовых. Обошлось тогда, обошлось и сейчас — все демократично, без затруднительных изысков. И куда же без танцев — «Калинка» и «Барыня» под гармонь шли у иностранцев на ура.
«Молодожены просили гостей обойтись без подарков. Главный для них подарок — это приезд друзей в Петербург. А поздравить их можно благотворительными акциями в поддержку нуждающихся, — рассказал «МК» директор канцелярии Российского Императорского дома Александр Закатов.
— В канун, а особенно в разгар торжеств, в прессе и Сети появилось немало недоброжелательных статей и заявлений в адрес Романовых. Реагировать будете или уже привыкли?
— Мы привыкли, но всегда готовы к диалогу — в случае чего ответить, принять какую-то справедливую критику. Но в большинстве своем это ложная информация, причем давно опровергнутая. Стыдно за повтор клеветы, которую кто-то распространяет по легкомыслию, а кто-то — злонамеренно. Но это уже дело их совести, — подытожил он.
СПРАВКА «МК»
Великий князь Георгий Михайлович Романов родился 13 марта 1981 года в Мадриде. Мать — глава Российского Императорского дома, Великая княгиня Мария Владимировна. Она является внучкой двоюродного брата Николая II Великого князя Кирилла Владимировича.
Отец — принц Прусский Франц-Вильгельм (в православии Михаил Павлович), правнук императора Германии Вильгельма II.
Ребекка Беттарини родилась 18 мая 1982 года в Риме в семье итальянского дипломата, посла Роберто Беттарини.
Работала на оборонном предприятии Италии Finmeccanica, основала консалтинговую и управленческую компанию Carrе´. В настоящее время работает директором благотворительного Российского Императорского Фонда.