В магазинах не требуют надеть маску. В аптеках – бесплатные экспресс-тесты Поделиться
С середины следующей недели в Великобритании снимут практически все ограничения, связанные с распространением штамма «омикрон». Отмена коснется и масок, и рекомендуемой удаленки, и ковид-паспортов. Гражданка Великобритании, проживающая в Лондоне, рассказала «МК», почему ограничения по ковиду у них в стране не нужны. Все дело даже не в том, что эпидемиологическая ситуация стала благополучной, а в особенном менталитете ее соотечественников, объясняет она.
Фото: pexels.com
Официальная причина отмены ограничений, которую озвучил премьер-министр страны Борис Джонсон, звучит так: Великобритания прошла пик заболеваемости коронавирусом. Если в первую неделю января в стране фиксировалось 3 735 000 заразившихся, то на второй неделе их стало менее 3 000 000. По мнению же лондонцев, все эти официальные ограничения изначально можно было не вводить, и ситуация оказалась бы точно такой же.
– Как в стране отнеслись к отмене ограничений?
– Люди так устроены, что в любом вопросе всегда найдутся и те, кто «за», и те, кто возмущается, – говорит наша собеседница Наталья. – Только вот у нас в Англии никогда не было никаких волнений – как по поводу ограничений, так и по поводу их отмены. Никто не прыгал и не кричал. СМИ периодически пытаются народ раззадорить, только им это не удается. Здесь у людей другой уровень сознания, по этой же причине никаких ограничений у нас по сути и не было.
– В каком смысле?
– В магазинах нам не навязывали ношение масок, в транспорте – тоже. Вернее, быть в маске, конечно, полагалось, но, если покупатель зайдет без нее, продавец никогда не откажется его обслужить, а другие люди не будут на него коситься, как в России. Нет маски – значит, просто забыл или обронил, так чего на него наезжать? Шарфиком обмотается и все. У меня у самой так бывает: забыла маску – футболку на нос натяну. А прохода по куар-кодам у нас вообще нет (разве что в ночные клубы). Мы, англичане, даже шутим, что на сей момент мы единственная в мире «земля свободы».
При этом Наталья поясняет, что такая свобода вовсе не означает, что ее соотечественники не верят в опасность коронавируса и не соблюдают меры предосторожности.
– Напротив! Знаешь, почему у нас в стране уже более 80% привитых? Потому что, когда государство объявило, что всем нужно вакцинироваться, что прививка поможет нам не болеть, каждый сказал себе: «Это моя социальная обязанность как гражданина, это надо сделать, чтобы всем было хорошо». Коренной англичанин мыслит именно так.
– А ты делала прививку?
– Конечно: два компонента AstraZeneca, а в декабре сделала бустер – Pfizer.
Наталья уверяет, что ни в одной другой стране нет такого единения перед проблемой пандемии, как в Великобритании. Например, все это время англичане активно поддерживали малый бизнес.
– Когда был сложный период у заведений общественного питания, мы все стали каждый день покупать в местных ресторанах и пабах вино, пиво на вынос, чтобы у них была выручка. Когда их открыли, опять договорились, что будем постоянно ходить туда и есть.
Наталья объясняет, что секрет соблюдения англичанами противоковидных мер в том, что никто не за кем не бегает, не штрафует и никто ни на кого не орет. Поэтому в обществе нет возбуждения и негатива по отношению к маскам.
– Еще в июне у нас открыли театры и больше не закрывали. Носить маски на улицах никогда не требовали, в помещениях их носят все – за два года привыкли. Кстати, тем, кто по медицинским показаниям не мог находиться в магазине в маске, всегда можно было ее не носить. Наверное, для этого требовалось иметь подтверждающий документ, но я ни разу не видела, чтобы его у кого-то спрашивали. Был недолгий период, когда за столиками в кафе нельзя было находиться более шести человек, а домой нельзя было приглашать гостей (за исключением близких), но никто это не провеял. В первый локдаун, конечно, было много перегибов, но всё быстро устаканилось. У нас вообще очень законопослушная публика, очень сильное сплочение.
Наталья рассказала еще об одной интересной особенности пандемийной Великобритании – в аптеке любой желающий может взять бесплатные экспресс-тесты на ковид.
– Они лежат стопками, в коробках по восемь штук. Приходишь – и спокойно берешь. И так во всей стране. В упаковке две палочки – для носа и для горла. Когда мы с дочкой болели, сами себя проверяли.
– А самоизоляция для заболевших, которая пока что осталась в Великобритании обязательной, соблюдается?
– Да, в этом плане все тоже ответственны. У меня много знакомых переболело омикроном. Все перенесли его как обычную простуду, и все сидели дома. Мы с дочкой тоже пять дней не выходили на улицу. И когда родители осенью прилетали к нам из России (кстати, никаких прививок для иностранцев у нас не требуют, нужно лишь сдавать ПЦР-тест), им было положено первое время соблюдать карантин. Но опять же никто это не проверял. Просто несколько раз звонили по телефону и просили, чтобы родители своими голосами сказали – мол, сидим дома.
А вот в Австрии, где в данный момент Наталья отдыхает на маленьком горнолыжном курорте, совсем другая ситуация.
– Тут все откровенно жестоко. Полицейская обстановка, – делится она. – Маски нужно носить строго везде – в кафе, в лифте, на подъемнике, и даже просто в городе. Повсюду тотальный контроль. В любой момент к тебе на улице может подойти полицейский. Штраф приличный – говорят, тысяча евро минимум. А прививки у тебя должны быть три. В бар – только с куар-кодом. Нередко полицейские заходят заведение, закрывают дверь и никого из посетителей не выпускают. Если куара нет, штрафуют и клиента, и заведение. Сами же бары и кафе в десять вечера закрываются, после девяти заказы на еду и напитки уже не принимают.
У Туманного Альбиона – особый путь, и, как заявил Борис Джонсон, скоро в Великобритании отменят даже требование по самоизоляции для въезжающих в страну. Срок действия документа, по словам премьера, истекает 24 марта и, как заверил Джонсон, продлевать его больше не планируется. Представители туристического рынка уже прогнозируют, что отмена обязательной изоляции для иностранных гостей значительно повысит интерес к поездкам в Великобританию.