Возвращение Александры Игнатовой стало главным событием контрольных прокатов сборной России по фигурному катанию. Однако серебряный призёр Олимпиады в Пекине выглядела отнюдь не столь впечатляюще. Кроме того, как и подавляющее большинство соперниц, она сорвала каскад в концовке короткой программы. Её бывший молодой человек Марк Кондратюк, напротив, продемонстрировал, что близок к набору оптимальных кондиций, и в отсутствие Владислава Дикиджи затмил постановки Петра Гуменника и Евгения Семененко на музыку из фильма «Дюна». А вот в парах главные фавориты Анастасия Мишина — Александр Галлямов и Александра Бойкова — Дмитрий Козловский по-прежнему сохраняют лидерство.
Если в обычной жизни встречают по одёжке, то в фигурнокатательной — по открытым прокатам. Применительно к их демонстрации широкой публике кто-то склонен считать, что «дуракам полработы не показывают», но на самом деле именно прокаты дают фигуристам возможность окунуться в порядком подзабытую за лето соревновательную реальность. Это подтвердил комментарий Софьи Муравьёвой в самом начале мероприятия.
«Отвыкла очень. Совершенно другие ощущения», — призналась она.
Было заведомо понятно, что хедлайнером женских выступлений станет Александра Игнатова. Вернуться на спортивный лёд, то есть туда, где тебя непременно начнут сравнивать с другими, было со стороны фигуристки достаточно рискованным шагом. Такие возвращения хороши, когда есть чем затмить соперниц. Но чем затмевать, если технические и физические кондиции далеки от идеала? Да и к самим прокатам Саша толком не готовилась — отрабатывала прежние контрактные обязательства на мастер-классах в Мексике.
Бывший директор антидопинговой лаборатории Лозанны Марсьяль Сожи составил заключение по делу Камилы Валиевой, которое подтверждало…
Рейтинг мероприятию фигуристка своим участием, безусловно, подняла. Но уступила в сравнении очень многим, если не всем.
Дело даже не в сорванном под конец программы каскаде, на который, похоже, просто не хватило сил. На фоне «Чёрного лебедя» Муравьёвой, «Маскарада» Софьи Акатьевой, восточного и очень интересного по постановке танца Ксении Синицыной, выросших и сильно прибавивших в мастерстве Алины Горбачёвой и Вероники Яметовой, Besame Mucho Игнатовой выглядело незатейливым и слишком поверхностным для спортсменки такого таланта и потенциала. Подобная программа могла быть поставлена для разового показа, но никак не для того, чтобы восстанавливать собственные позиции на льду.
Резонно задать вопрос: а собирается ли сама Саша выступать в новом сезоне на соревнованиях? Тренер фигуристки Евгений Плющенко сообщил в субботу, что решение по данному поводу его подопечная примет по итогу прокатов. Но, похоже, она сама ещё не решила, хочет ли вообще продолжать с кем-то соревноваться. Особенно сейчас, когда титул королевы квадов ушёл в глубокое прошлое вместе с девичьей фамилией.
Многооборотные прыжки на подобных мероприятиях никогда не были главным: принято считать, что сентябрь — не то время, когда фигуристы должны выходить на пик. Однако кто-то становится исключением. У женщин в этом плане заслуживала большого уважения Аделия Петросян, исполнившая короткую с тройным акселем.
У мужчин отсутствие в числе участников Владислава Дикиджи воспринималось как значительная потеря. Победитель двух прошлогодних этапов Гран-при России и первый из отечественных фигуристов, освоивших четверной аксель, начал накатывать программы довольно рано, достиг неплохой формы, но подхватил вирус и выпал из тренировочного графика прямо накануне прокатов, в связи с чем дебютный показ широкой публике был перенесён на турнир Панина-Коломенкина, который состоится в Санкт-Петербурге в начале октября.
В отсутствие главной примы главными героями субботних выступлений, казалось, должны были предсказуемо стать Пётр Гуменник и Евгений Семененко. Но шоу было украдено Марком Кондратюком, который только сейчас по-настоящему возвращается в свои олимпийские кондиции. Пока два питерских лидера мерялись «Дюнами», выясняя, чья трактовка окажется круче, Марк выдал интереснейший и яркий во всех отношениях прокат на таком кураже, что заставил бесноваться весь зал.
По умению влиять на публику совершенно гипнотическим образом на одну доску с Кондратюком можно поставить Романа Савосина. Этому фигуристу удалось каким-то непостижимым образом соединить в своём катании серьёзность глубоко драматической темы («Ямщик, не гони лошадей») с очень ироничным подтекстом, лейтмотив которого укладывался во фразу: «Гори оно всё ясным пламенем!»
В Подмосковье состоялась свадьба Александры Трусовой и Макара Игнатова. Она прошла в стиле русской сказки, а за платье невесты отвечал…
Подобные настроенческие интерпретации всегда цепляют зрителя, но стоит признать, прошлогодние постановки спортсмена воспринимались чуточку ярче. Возможно, как раз поэтому программа не прозвучала так, как могла.
Суть контрольных прокатов и заключается в примитивной формулировке: в чём тот или иной атлет стал лучше, чем год назад. Применительно к парному катанию, где лидерами по-прежнему остаются победители мирового первенства 2021 года Анастасия Мишина и Александр Галлямов и абсолютные чемпионы позапрошлого сезона Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, это было особенно актуально. Когда на одном льду долгое время выясняют отношения две сильнейшие пары планеты, они рано или поздно оказываются в своеобразном тупике — перестают понимать, в каком направлении развиваться, чтобы это воспринималось окружающими как прогресс. Нередко случается, что в такой борьбе спортсмены настолько зацикливаются друг на друге, что упускают момент, когда их обходит кто-то третий.
Может ли подобное произойти в новом сезоне? Наверное, всё же нет. Две сильные пермские пары Павла Слюсаренко пока не катаются из-за травм. Наталья Хабибуллина и Илья Княжук сменили тренерский штаб и находятся в стадии притирки к новым наставникам. Елизавета Осокина и Артём Грицаенко тоже сейчас не готовы соперничать с лидерами на равных.
Что касается последних, и тот и другой дуэт показали абсолютно разные по стилю короткие, а значит, всех нас ждёт ещё один интереснейший дуэльный сезон.
Выдающийся наставник Елена Чайковская заметила, комментируя первый выход танцоров, что одна из сложнейших задач в данном виде заключается в том, чтобы придумать поддержку, которую не делал ещё никто. Применительно к ритм-тематике сезона (танцы 60—70-х годов) я бы сказала, что не менее сложно уйти от тренерских стереотипов и поставить «штучный» танец.
Подавляющее большинство композиций выглядело отражением вкусовых предпочтений наставников, заставших танцевальную стилистику тех самых времён. Просто не стоит забывать, что проникновение хорошей западной музыки в СССР было в те годы крайне ограниченным. Возможно, как раз потому разнообразия композиций в отечественных ритм-танцах нынешнего сезона не случилось: почти все они слились в непрерывную дискотеку, на фоне которой программа вчерашних юниоров Анны Щербаковой и Егора Гончарова под «Песняров» (постановщик Сергей Плишкин) выглядела едва ли не единственным нестандартным ходом.
С другой стороны, стоит признать: тема оказалась не из простых. И наверняка многие недочёты будут компенсированы танцорами уже в воскресенье.