Российский ученый объяснил, каким мог родиться ребенок из замороженного эмбриона 1994 года Поделиться
В США родился ребенок-рекордсмен из эмбриона 1994 года. Это случилось 26 июля 2025 года. То есть новорожденному парню Таддеусу Дэниелю Пирсу на момент написания заметки одновременно исполнилось 6 дней и в то же время 30 лет… У него есть настоящие мама и папа, родная 30-летняя сестра, которой родители решили дать жизнь в 94-м, а его заморозили «на потом». «Потом» так и не случилось, и родители, у которых так и не нашлось сил вырастить еще одного ребенка, решили передать своего замороженного отпрыска, точнее, эмбрион, другой семье… Обозреватель «МК» разбиралась в этой драматической истории, о которой сообщил MIT Technology Review.
Таддеус, которому 6 дней и 30 лет. Фото: technologyreview.com
тестовый баннер под заглавное изображение
Таких детей называют «старыми новорожденными». До Таддеуса, лет 10 назад, родился ребенок из эмбриона, пролежавшего в глубокой заморозке 20 лет; 5 лет назад на свет появился 24-летний младенец, и вот сейчас мир встретил «самого старого новорожденного» – «30-летнего» Таддеуса.
Сюрреализм в этой истории начинается уже с места жительства пары, у которой появился на свет этот малыш, – Лондон, штат Огайо (США)… Итак, Линдси и ее муж Тим Пирс, проживающие в американском Лондоне, «усыновили» эмбрион у женщины, которая «создала» его в 1994 году. Линдси выносила его и родила сына, у которого уже есть 30-летняя сестра-двойняшка (выращенная в другой семье), а его папа Тим ходил пешком под стол, когда Таддеус был зачат своей родной мамой.
«Это было довольно сюрреалистично», — говорит 62-летняя Линда Арчерд, которая стала донором эмбриона. Еще бы! И католиков, через которых Арчерд искала подходящую семью для своего задержавшегося с рождением сыночка, тоже можно понять. Несмотря на то что они оказали поддержку, не переставали повторять: «Это похоже на что-то из научно-фантастического фильма». Линда Арчерд. Фото: technologyreview.com
Итак, начнем с истории этой самой Арчерд. 31 год назад у нее с мужем не удавалось самим зачать ребенка, и они обратились за помощью в компанию, работающую в области репродуктивных технологий. При помощи системы ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) из биологического материала пары были созданы в пробирке четыре эмбриона. Один из них был перенесен в матку Линды Арчерд – в результате родилась здоровая девочка. «Мне так повезло иметь ребенка», – говорит ее мама. Здоровая девочка – теперь 30-летняя женщина, у которой есть своя 10-летняя дочь. Остальные три эмбриона были заморожены и хранились в резервуаре.
Изначально Арчерд планировала использовать эмбрионы сама. «Я всегда отчаянно хотела еще одного ребенка, – говорит она. – Я называла их своими тремя маленькими надеждами». Однако ее тогдашний муж, по ее словам, был другого мнения. Арчерд впоследствии развелась с ним, но добилась права опеки над эмбрионами и продолжала платить за их хранение, надеясь, что еще настанет счастливое время «оживить» их.
Ежегодная плата за хранение, которая все время повышалась, в итоге обходилась Арчерд примерно в тысячу долларов в год. По ее мнению, это того стоило. «Я всегда считала, что это правильно», – говорит она.
Все изменилось, когда у женщины наступил тот возраст, когда сама она уже не могла бы выносить своих детей, – 60 лет. Она обдумала все варианты: выбросить эмбрионы, отдать их на исследования, анонимно передать другой семье или предварительно познакомившись с парой. Она выбрала четвертый вариант. «Это моя ДНК, она принадлежит мне… и брату или сестре моей дочери», — рассуждала она. Женщина также мечтала сама в будущем познакомиться со своими детьми. Поэтому Арчерд выбрала совершенно открытый вариант передачи эмбриона через христианское агентство по «усыновлению эмбрионов». В США есть несколько таких агентств, но далеко не все из них принимают эмбрионы, хранившиеся очень долго, поскольку они «были заморожены и хранились устаревшими способами, а значит, всегда есть риск неудачного размораживания».
«Многие агентства даже не хотели меня слушать», — говорит Арчерд. Затем она наткнулась на программу «Снежинки», организованную одним из агентств. Там были готовы принять ее эмбрионы.
Усыновителями трех «снежинок» Арчерд стали Линдси и Тим Пирс. Супруги, которым 35 и 34 года соответственно, пытались завести ребенка семь лет и обращались к разным врачам. Так они дошли до программы «Снежинки», где они в итоге и «встретились» с эмбрионами Арчерд 1994 года. «Мы думали, это дикость, – говорит Линдси. – Мы не знали, что эмбрионы замораживают так давно». Таддеус. Фото: technologyreview.com
«Рекордные» эмбрионы действительно были заморожены медленно, по старинке, и хранились в пластиковом флаконе. Размораживание, как и ожидалось, было сложным. Несмотря на то что все три эмбриона выжили, в плод в итоге, после переноса в матку Линдси, развился лишь один из них.
«У нас были тяжелые роды, но сейчас мы оба чувствуем себя хорошо, – говорит Линдси Пирс, мама Таддеуса. – Он такой спокойный. Мы в восторге от того, что у нас такой драгоценный малыш! Мы не думали, что побьем какие-то рекорды, а просто хотели родить ребенка».
– Насколько правильно развиваются после длительной заморозки эмбрионы? – спрашиваю я доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией эпигенетики Института общей генетики имени Н.И.Вавилова РАН Сергея Киселева.
– У человечества еще не слишком большой опыт: технология начала применяться сравнительно недавно. Но думаю, что не только через 20-30 лет, но и через 50 лет с замороженными эмбрионами будет все хорошо. Главное, чтобы поддерживать, не меняя с течением времени, правильный режим заморозки. Эмбрионы хранятся в жидком азоте.
– Чем старый способ заморозки отличается от нового?
– В 90-х годах это делалось больше вручную – сейчас все делается автоматически, заморозка происходит более быстро. Но все равно основным залогом успешного замораживания и последующего размораживания является жидкий азот.
– Что дает надежду на то, что у «самых старых новорожденных» в будущем не возникнет, к примеру, каких-нибудь генетических поломок?
– Хотя бы то, что на крупных рогатых животных эти технологии применяются с 50-х годов прошлого века. Есть замороженные эмбрионы коров, которые хранились около 70 лет, потом их размораживали и получали вполне здоровых телят – не помню ни одной научной статьи, где были бы описаны негативные случаи. Линдси и Тим Пирс. Фото: technologyreview.com
Справка «МК». Как замораживают эмбрионы?
На заре ЭКО эмбрионы, предназначенные для хранения, подвергались медленной заморозке. Этот метод предполагает постепенное понижение температуры эмбрионов. Однако, поскольку медленное замораживание может привести к образованию опасных кристаллов льда, в 2000-х годах клиники перешли на метод витрификации, при котором эмбрионы помещаются в тонкие пластиковые трубочки (соломинки) и опускаются в резервуары с жидким азотом. Это позволяет быстро заморозить эмбрионы.